Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 80 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Андрей Рублев, художник-боговидец

     17.07.2016 12:12

17 июля Русская Православная Церковь чтит память иконописца Андрея Рублева. Даже в богоборческие советские годы его иконы считались символом древнерусского искусства. «Русская планета» вспоминает жизнь, творчество и прославление самого знаменитого русского иконописца.

Житие

Творчество Рублева изучено достаточно хорошо. Однако о самом иконописце известно не так много, при том что за свой талант он прославился еще при жизни. Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна: исследователи полагают, что это было в 1360-е годы. Родился Рублев в один из самых тяжелых периодов — ордынские и литовские набеги, эпидемии болезней, кровавые распри между князьями.

 

Мы доподлинно не знаем, кем были его родители, к какому сословию он принадлежал. Однако сам факт наличия у иконописца фамилии говорит о многом. Значит, род был известным. Скорее всего, это была династия потомственных ремесленников: фамилия может происходить от слова «рубель» — так назывался ремесленный инструмент.

Впервые Андрей Рублев упомянут в Троицкой летописи за 1405 год. «Toe же весны почаша подписывати церковь каменную св. Благовещение на князя великого дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев …»

Очевидно, к тому моменту Рублев уже достиг определенных успехов в иконописном мастерстве, хотя неизвестно, где он этому обучился. В то время на Руси было несколько иконописных школ — в Пскове, Новгороде, Москве. Возможно, Рублев также учился у греческих иконописцев в Византии или Болгарии, может быть, даже у самого Феофана Грека, упомянутого в летописи первым.

Также к тому моменту Рублев уже принял монашеский постриг — неслучайно он назван «чернецом». Есть две версии, где именно это произошло. Исследователи называют два монастыря, с которыми тесно связана жизнь иконописца: Спасо-Андроников монастырь в Москве и Троице-Сергиев. Есть записи, фиксирующие пребывание Рублева в каждой из обителей. Возможно, он общался и с самим Сергием Радонежским, который умер в 1392 году.

Творчество

Именно причастность к духовному наследию преподобного Сергия Радонежского оказала огромное влияние на творчество Андрея Рублева. К тому моменту Русь стала центром исихазма — духовной практики, созданной греческим святителем Григорием Паламой. Если вкратце, то это так называемая умная молитва, направленная на постижение Божественного света. Свет Божий — сущность самого Бога, к которой может прикоснуться каждый человек во время непосредственного общения с Всевышним при помощи молитвы, читаемой в соответствии с особой практикой. Исихазм сильно повлиял на творчество Рублева. Его иконы наполнены глубоким философским смыслом, лаконичны и при этом очень красивы.

Андрея Рублева приглашали расписывать храмы, уничтоженные в результате набегов ордынцев. Вместе со своим другом иконописцем Даниилом Черным Рублев заново расписал кафедральный собор во Владимире. Позже Рублев с Черным руководили работами по росписи Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

Троица

Икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым

Икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым. Фото: wikipedia.org

Самая знаменитая русская икона, «Троица» Андрея Рублева, стала воплощением глубинного, философского смысла идеи триединства и изображала молчаливую беседу в традициях учения Григория Паламы. «Чистая молитва» — так часто называют «Троицу». Интересно, что эта икона, возможно, была создана не для молитвы, а для сени над ракой духовного учителя Андрея Рублева преподобного Сергия Радонежского.  Подобные иконы называют «иллюстративными», они воплощают в себе ту или иную богословскую идею. «Поистине Андрей Рублев был боговидцем: так написать образ Троицы мог только человек, который неоднократно в молитве созерцал эту тайну Божественной Триединой Любви», — пишет искусствовед Ирина Языкова. При этом образ не стал чудотворным и не мироточил. Тем не менее значение иконы для православия поистине велико.

В основе сюжета лежит ветхозаветное повествование о трех ангелах, явившихся Аврааму, родоначальнику иудейского рода. Этот сюжет воплощался и ранее, но носил, скорее, описательный характер: на иконе изображался сам Авраам, его жена, стол, за которым трапезничали ангелы, а также некоторые сценки из Ветхого Завета. У Рублева осталась лишь суть Троицы — три ангела, молчаливо беседующих друг с другом. Изображение смелое, однако Стоглавый собор в 1551 году признал его полностью соответствующим канонам и даже рекомендовал изобразительную манеру Рублева в качестве образца иконописи.

Позже Иван Грозный перенес икону в Троице-Сергиеву лавру и украсил богатым окладом. Несколько раз оклад снимали, а икону обновляли. Оклад закрывал ангелов вплоть до 1904 года. В начале XX века икону решили отреставрировать. Работами руководил иконописец и реставратор Василий Гурьянов. После трех снятых слоев обнаружилось, что подлинное изображение ангелов сильно отличается от дорисованных сверху. Работы по реставрации «Троицы» продолжились при советской власти: к счастью, большевики понимали ценность этого произведения искусства. Икону в 1929 году передали в Третьяковскую галерею, где для нее были созданы особые условия хранения. Там она находится и до сих пор.

Прославление

Рублев снискал земную славу еще при жизни. Однако важно, что он был не просто художником, а монахом, отдавшим всю свою жизнь служению Богу. Канонизирован Андрей Рублев в 1988 году в лике преподобного. Его мощи до сих пор не обретены. Интересно, что уже с XVI века Андрей изображался с нимбом. Местное почитание Рублева началось практически сразу после его кончины в 1428 году от морового поветрия, охватившего Москву. Он был похоронен возле колокольни в Спасо-Андрониковом монастыре.

«Строгановский иконописный подлинник», свод правил для иконописцев конца XVI века, прямо называет Андрея Рублева преподобным. Почему же Церковь не торопилась с его канонизацией? Возможно, это связано с тем, что сведений о самом Рублеве было крайне мало, а Церковь весьма осторожно относилась к прославлению новых подвижников. Стоит также отметить, что в XIX веке искусство иконописи было забыто и какое-то время имя Рублева не произносилось даже применительно к церковному искусству. Однако о нем никогда не забывали старообрядцы, иконы Рублева особо почитались ими как образец канонической иконописи.

Преподобный Андрей был канонизирован благодаря святости его жизни, а также поистине евангельскому вкладу в укрепление веры. Через свои творения он доносил до людей истину о Боге.