Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 850 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Смоленская икона Божией Матери

     10.08.2016 17:43

10 августа Русская Православная Церковь отмечает день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Перед ней молились во время войн, а одних только чудотворных списков с этого образа насчитывается свыше тридцати.

Путь указующая

Тип этой иконы называется «Путь указующая» («Одигитрия»): Божья Матерь и Христос смотрят прямо на зрителя, а сама Богородица словно указывает рукой на сына, как на единственный путь человечества к спасению. Считается, что первую «Одигитрию» написал еще при жизни Богоматери евангелист Лука.

 

Апостол приехал к уже пожилой Марии, чтобы записать подробности рождения Христа для своего Евангелия, а в результате создал первую икону Богородицы. Увидев его работу, Она благословила свои образы: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Всего Лука нарисовал около 70 икон, однако до наших дней они, к сожалению, не дошли: когда мы говорим о том, что та или иная икона создана евангелистом, мы имеем в виду сам образ, художественные особенности изображения.

Путь на Русь

Долгие века икона пребывала в Иерусалиме, а затем в Константинополе. Там она почиталась как защитница от врагов и помощница в войнах. До сих пор не ясно, как именно икона попала на Русь. Есть одно сказание, в котором сообщается, что император Константин Порфирородный (Константин IX Мономах) благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича, пишет церковный исследователь Евгений Поселянин.

Против этой версии говорит то, что между Русью и Византией отношения на тот момент были, мягко говоря, не самые дружественные. Русь уже приняла христианство, однако продолжала периодически ходить войной на Константинополь. Последний из таких походов случился за три года до предполагаемой даты свадьбы Всеволода и Анны. Командовал походом брат Всеволода. Поход не удался: русские войска потерпели поражение и вынуждены были выплатить византийцам контрибуцию. Часть исследователей считает, что Константину не было нужды выдавать дочь за князя проигравшей стороны. Однако если учесть, что Анна, возможно, была внебрачным ребенком императора или же просто его близкой родственницей, то подобное бракосочетание после заключения мира с Русью вполне могло состояться.

Позже сын Всеволода Владимир, получивший в наследство от византийцев не только икону, но и прозвище Мономах, перенес икону в Смоленск, где какое-то время княжил. Для нее выстроили Успенский собор. Сама икона с тех пор стала называться Смоленской.

Помощница воинам

Если верить преданиям, именно эта икона спасла Смоленск от войска хана Батыя в 1239 году. Жители понимали, что сил для отражения атаки им не хватит, и обратились за помощью к Богоматери. И она услышала их призыв.

Согласно легенде, пономарю Успенского собора явилась Богородица и указала прислать к ней одного из воинов княжеской дружины по имени Меркурий. Тот явился в храм, и рядом с иконой услышал Ее голос: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Воин исполнил наказ Богоматери. Тайком проникнув прямо в лагерь ордынцев, он перебил огромное количество врагов, однако, как и предсказывала Богоматерь, погиб. Останки Меркурия и ныне покоятся в Успенском соборе. Интересно, что количество чудес, совершаемых при этом образе, было меньше, чем при Владимирской иконе или Казанской. Однако именно легенда о храбром воине Меркурии и чудесном избавлении Смоленска от полчищ Батыя прочно утвердила в народном сознании образ этой иконы как помощницы в ратном деле.

Тайна

Через какое-то время икону пришлось увезти из Смоленска: город взяли литовцы. «Одигитрию» перенесли в Москву. Образ Богородицы вернулся домой лишь в 1455 году, оставив столице два списка. Один из них хранится в Новодевичьем монастыре, построенном в честь возвращения Смоленска из польско-литовского владычества. К слову, почти все списки с этого образа перенимали благодатную силу Богоматери. Один из списков был вынесен из Смоленска во время войны с Наполеоном, по распоряжению Кутузова его носили по лагерю перед Бородинской битвой. А сам образ, когда-то привезенный из Константинополя, вместе с другими иконами — Иверской и Владимирской — во время самой битвы пронесли с крестным ходом по Москве. Перед взятием Москвы французами икону отправили в Ярославль. После победы над Наполеоном Смоленская икона Божией Матери вернулась домой.

Однако еще одной Отечественной войны — 1941–1945 годов – древний образ, привезенный из Византии, увы, не пережил. После войны икона пропала, и ее местонахождение неизвестно. Есть несколько версий: икону могли вывезти немцы либо же кто-то слишком хорошо ее спрятал, пытаясь защитить от неприятеля. Есть и другой вариант, что икона могла быть продана еще до войны, в богоборческие времена начала XX века, когда с церковными реликвиями не особо церемонились. Сейчас же на ее месте в Успенском соборе Смоленска хранится надвратный список, сделанный в 1535 году. Остается надежда, что рано или поздно древняя реликвия, защищавшая Россию на протяжении многих столетий, будет вновь обретена.