Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






КТО НА САЙТЕ

Сейчас 49 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Логопедия

     07.10.2019 21:47

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Историческая справка

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX вДо 30-х ггXX вв логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатурырассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулированияЭти вопросынаряду с проблемой коррекции дыхательной системысоставляли основное содержание логопедииПрактические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленностьС расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педсодержаниеСовременная логопедияопираясь на общие принципы дефектологииа также взаимодействуя с другими науками (психологиейфизиологиейязыкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образованиевлияющее на психическое развитие.

Классификация нарушений речи

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройствПопытки создания таковой (МЕХватцевОВПравдинаРАБелова-ДавидМЗееманРЕЛевина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедиикак науки и области практической деятельностиБезрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функцийПорождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системамиизначально выполняющими иныедругие физиологические функцииВосприятие и понимание речи также осуществляется системамиизначально использовавшиеся для другогоОтсюда и смежность дисциплинзанимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройствДля практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификацияа разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушенийрассматриваемых в данной классификациина основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

  1. расстройства фонационного оформления высказывания:
    1. Дисфония (афония )
    2. Брадилалия
    3. Тахилалия
    4. Заикание
    5. Дислалия
    6. Ринолалия
    7. Дизартрия
  2. Нарушения структурно-семантического (внутреннегооформления высказывания:
    1. Алалия
    2. Афазия

Нарушения письменной речи

  1. Дислексия
  2. Алексия
  3. Дисграфия
  4. Аграфия

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Нарушения средств общения

  1. фонетическое недоразвитие (ФН)
  2. фонематическое недоразвитие
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
  4. Общее недоразвитие речи (ОНР)

Нарушения в применении средств общения

  1. Заикание

Нарушения речи: основные варианты

Традиционно выделяют нарушения звукопроизношениякак варианты нарушений экспрессивной стороны речиЭто периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедииК дислалии примыкает такой дефект речикак особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устарназвания «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризмготтентотизмНарушения произношения сложных слоговых структурНарушения смягчениянарушения озвончения согласных фонем.

Нарушения темпа и ритма речи — брадилалиятахилалияполтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедииневрологии и психотерапии).

Нарушения голоса — афониидисфонииоткрытая и закрытая формы ринофоний (устаргнусавость), нарушения просодики и полетности голосаПоследние являются предметом как логопедиитак и фониатрии.

Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий.

Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологиинейропсихологии и логопедии).

Варианты общего недоразвития речи и алалии.

Нарушения письменной речив частностичтения (легастениядислексияи письма (аграфиядисграфия).

Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).