Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






КТО НА САЙТЕ

Сейчас 102 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Св. блаженный Феодорит Кирский о Духе Святом и об именах Божиих

     13.06.2022 10:19

Но яснее достоинство Духа показует нам Господь. Ибо, научая таинству крещения, так изрек ученикам: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). А если бы Сын или Всесвятый Дух имели тварное естество, то не сопричислялись бы Они к сотворшему Богу; потому что словеса Божии обвиняют послуживших твари паче Творца.

Для того и Единородный вочеловечился, чтобы избавить людей от этой прелести и научить различию между Богом и тварию. Уничтожив же поклонение твари, не повелел бы Он снова поклоняться естеству тварному. Ибо всего неуместнее отвлечь людей от богов несуществующих и снова приводить их к служению тварям.

Посему явно, что и Сын и Всесвятый Дух имеют не тварное естество. Посему-то и научаемся веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. поелику первого человека сотворил не один Отец, но и Сын и Святый Дух, ибо сказал: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), то и при воссоздании, при совершении нового творения, справедливо со Отцем иметь участие и Сыну и Всесвятому Духу; и призывание Троицы обновляет каждого из крещаемых.

Но о Святом Духе против еретиков, лишенных благодати Духа, написал я три слова и почитаю излишним распространяться здесь, потому что остающиеся еще главы требуют, чтобы на них обращено было слово. Посему и перейду к оным, предпоставив истолкование божественных имен. Поелику люди несмышленые, не зная значения еврейских имен, думали, что Адонаи, Елои, Саваоф суть разные боги, то, думаю, кстати будет показать незнающим, что значит каждое из сих имен на нашем языке. Итак, имя Елоиф толкуется Бог, а Елои – Бог мой. И имя: Ил, произносимое без придыхания, значит также Бог, а с придыханием – Бог крепкий. И Адонаи значит Господь, а Господь Саваоф толкуется Господь сил, или Господь воинств: потому что у эллинов ряды воинов называются силою. А Шаддаи значит достаточный и могущественный, и Аио – сущий. Имя сие у евреев было непроизносимо; самаряне же выговаривают его Иаве, не зная силы сего речения. Не выразумев сих наименований, мал осмысленные приняли их за названия разных богов. Мы же перейдем к остальной части сочинения.

Св. блаженный Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов.