Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 159 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Великий канон Андрея Критского

     14.03.2016 18:32

Почему песнь о покаянии сопровождает начало поста

В первые четыре дня поста в Церкви читают Великий покаянный канон святого Андрея Критского — плач перед Богом о человеческих грехах. Что значат тексты канона, когда они были созданы и почему долгое время считали, что канон не мог составить один человек, — разбиралась «Русская планета».

Автор

Житие Андрея Критского говорит: родившись в Дамаске в благочестивой христианской семье, он до семи лет был немым — и исцелился, приняв причастие.

Это событие определило его жизнь: в 14 лет Андрей поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Здесь он вел строгую монашескую жизнь, заслужив уважение братии, и в 680 году поехал как посланник Иерусалимского патриарха на шестой Вселенский собор в Константинополе. Ученость и смирение молодого монаха (на тот момент ему было около 20 лет) пришлись по душе Вселенскому патриарху: после Собора Андрея отозвали из Иерусалима и поставили архидьяконом в соборе Святой Софии.

При императоре Юстиниане II Андрей стал епископом в городе Гортины на Крите (отсюда за ним закрепилось прозвище Критский). На этом острове он раскрылся как проповедник и поэт, именно здесь им были написаны строки Великого канона, который в Церкви читают за великопостным богослужением вот уже 1200 лет.

Согласно житию, святитель Андрей скончался в 740 году, когда возвращался на Крит из Константинополя. На Руси его особенно почитали в княжеской среде: полагают, что Андрей Критский являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и сына святого Александра Невского.

Канон

Великий канон Андрея Критского входит в число покаянных церковных песнопений. Его поют и читают по частям на великом повечерии в понедельник, вторник и среду первой седмицы Великого поста. К канону же возвращаются в четверг пятой великопостной седмицы — на утрене в этот день его читают полностью.

Тексты канона — покаянный плач перед Богом, в котором предстают события библейской истории. Святой Андрей вспоминает все грехопадения — от первого человека Адама и ветхозаветных патриархов до Нового Завета, но вместе с этим он показывает добродетели, образцы благочестивой жизни и подвиги святых. Через персонажей библейской истории автор канона говорит о страстях, которые продолжают досаждать человеку. Опираясь на примеры праотцов, он призывает к покаянию, переосмыслению собственной жизни и отвращению от злых дел.

Канон Андрея Критского называют Великим не только из-за его глубокого смысла, но и из-за количества тропарей (тропари — краткие молитвенные песнопения). Всего в каноне их 250. Среди историков имела место версия, что Андрей не мог самостоятельно составить канон и написал лишь ряд тропарей, которые позже связали в единое текстовое полотно (эту заслугу приписывали, например, Иосифу Песнописцу, святому IX века). Однако современная религиоведческая наука находит эти предположения несостоятельными: за исключением последних 40 тропарей, посвященных самому Андрею Критскому и Марии Египетской, историки считают автором канона именно святого Андрея Критского.

Значение

Покаянный канон не случайно читают во время Великого поста. Пост — время очищения и аскезы, время увидеть свои недостатки и попытаться исправить их с Божьей помощью. Канон святого Андрея Критского призван направить человеческую душу к осознанию своих грехов и последующему раскаянию.

Учение Церкви толкует Великий пост как своего рода странствие, которое начинается у человека плачем о собственных грехах и несовершенстве, а кончается ликованием о Воскресении. Покаянный канон святого Андрея Критского — этот тот исходный тон в начале поста, которым определяется вся великопостная мелодия, наставлял в XX веке протопресвитер Александр Шмеман. Канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием, но и надеждой, писал он: «В течение четырех вечеров девять песен Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью».

Почитать текст и послушать Великий покаянный канон в исполнении хора Сретенского монастыря можно здесь: http://www.pravoslavie.ru/45118.html