Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 111 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Иоанн Лествичник: восхождение на небо

     10.04.2016 20:20

10 апреля, в четвертое воскресенье (неделю) Великого поста, Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника — подвижника, написавшего книгу «Лествица Рая», о том, как человек, ежедневно преодолевая пороки и соблазны, может двигаться к духовному совершенству.

Святой

Иоанн, прозванный позже Лествичником, родился в 6 веке в Константинополе, столице Византии. Но уже в возрасте 16 лет, как гласит предание, он удалился от мирской жизни и поступил послушником в одну из монастырских общин на Синае, в Египте.

В 6-7 веках окрестности Синайской горы были средоточием монашеской жизни. По данным археологов, здесь существовало нескольких десятков поселений, основанных монахами, — в каждом из них жили до ста и более насельников.

 

По преданию, Иоанн вверил себя духовному руководству старца Мартирия, который имел среди братии огромный авторитет. Другие старцы, видя Мартирия с новым учеником, пророчили Иоанну большое будущее. Так, по легенде, один из синайских аскетов омыл Иоанну ноги, увидя в нем будущего игумена монастыря, а другой сказал Мартирию об этом прямо: «Постригаешь ты, отче, будущего игумена Синая».

Пророчества синайских старцев сбылись. После пострига Иоанн ушел отшельничать, и провел в отшельничестве сорок лет, но затем был призван игуменом в монастырь. «Новый Моисей, который достиг Иерусалима горнего», — так с благоговением говорили о нем современники. Сам же Иоанн сначала отказывался от нового послушания и не хотел покидать свою отшельническую пещеру, где писал книги и посвящал молитве свои дни.

Лествица

Считается, что свой главный труд —– «Лествицу» —  Иоанн написал по просьбе игумена одного из Синайских монастырей. «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян», — такими словами игумен попросил Иоанна написать руководство для братии о подвижнической жизни.

Полное название книги — «Лествица Рая» или «Лествица Божественного восхождения». Само слово «Лествица» означает лестницу — по ней, преодолевая греховные устремления ступень за ступенью, люди восходят к райской жизни. Вероятнее всего, на образ многоступенчатой лестницы как символ постепенного очищения от греховности, Иоанна вдохновило описание лестницы Иакова в ветхозаветной книге «Бытие»: по этой лестнице, которая соединяет небо и землю, восходят и нисходят ангелы. Правда, существует и другая версия: в письмах, которые привез к Иоанну игумен, с просьбой дать монахам руководство к праведной жизни — братия называла такой труд лестницей, по ступеням которой можно было бы идти к Райским вратам. Легенда гласит, что образ лестницы так понравился Иоанну, что он построил на нем всю свою книгу.

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник. Фото: agios-icon.ru

Сочинение Иоанна разбито на тридцать глав — каждая их них представляет собой символическое изображение греха, который нужно преодолеть, и добродетели, которую нужно достигнуть. Так, по Иоанну, на пути к духовному совершенству христиане должны отринуть вовлечение в мирскую суету, преодолеть пороки в виде гнева, злопамятства, чревоугодия, сребролюбия, уныния и ленности, тщеславия и гордыни, пройти по лестнице аскетической жизни — приучить себя к малому сну, непрестанной молитве, и, наконец, на вершине пути обрести три главных добродетели — веру, надежду и любовь. Так, «совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его», — резюмирует Иоанн.

Значение

Память преподобного Иоанна Лествичника в великопостный цикл не случайна. На третьей неделе Великого поста Церковь напоминала нам о крестных страданиях Христовых, желая укрепить нас в посте — ведь много ли значат наши постные ограничения перед лицом того, что претерпел ради нас Христос? На четвертой неделе примером праведной жизни и руководством Иоанна Лествичника постящимся говорят о том, что каждый человек может прийти к единению с Богом.

«Почему приводится нам на память именно преподобный Иоанн, а не другой какой святой? — писал в начале 20 века священномученик Серафим (Чичагов) — Для того, чтобы в течение поста и наших молитвенных подвигов мы имели перед глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства… и не забыли о необходимости каждому христианину изучать его богодухновенную книгу «Лествица духовная», в которой  он изобразил все христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке, дабы привести его к единению с Богом и чтобы нас понудить через это к самоисправлению».

«Лествица» написана языком простым, «но чистым и живым — в немногих словах выражает многое», — писал о книге в 17 веке святитель Димитрий Ростовский. Ей вдохновлялись святые отцы, подвижники Афона и Оптины, священномученики и преподобные 20 века — называли ее книгой настольной и обязательной к прочтению.

Слова

«Лествица» о грехе злословия:

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «оставьте такую любовь»…. Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

О тщеславии:

«Тще­сла­вие вы­ка­зы­ва­ет­ся при каж­дой доб­ро­де­те­ли. Ко­гда, на­при­мер, хра­ню пост — тще­слав­люсь, и ко­гда, скры­вая пост от дру­гих, раз­ре­шаю на пи­щу, опять тще­слав­люсь, — бла­го­ра­зу­ми­ем. Одевшись в свет­лую одеж­ду, по­буж­да­юсь лю­бо­че­сти­ем, и пе­ре­одев­шись в ху­дую, тще­слав­люсь. Го­во­рить ли ста­ну? По­па­даю во власть тще­сла­вия. Мол­чать ли за­хо­чу? Опять пре­да­юсь ему. Ку­да ни по­вер­ни это тер­ние, оно все станет спи­ца­ми квер­ху. Тще­слав­ный есть идо­ло­по­клон­ник хри­стиан­ский. На взгляд он чтит Бо­га, а на де­ле бо­лее ста­ра­ет­ся уго­дить лю­дям, чем Бо­гу...»