Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 89 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В.Н. Ильин. Святой и великий понедельник

     28.04.2024 21:37

Первые три дня Страстной Седмицы (понедельник, вторник, среда) посвящены воспоминаниям о заключительных событиях жизни еще не взятого на смерть Спасителя, и вступлении Его на крестный путь. Последние три дня посвящены последовательно трем ступеням крестного пути Господа Иисуса Христа: предательству (четверг), осуждению, распятию и смерти (пятница), погребению и пребыванию душой во аде и первой вести о Воскресении (суббота).

Первые три дня характеризуются следующими важнейшими особенностями богослужения: 1) в них совершается Преждеосвященная Литургия; 2) на часах перед литургией прочитывается все Евангелие;

3) на утрени вместо обычного канона, состоящего, как известно, из девяти песней, поется т. наз. трипеснец – канон о трех песнях, от которого получила название и сама богослужебная книга (Триодь Постная), регулирующая службу этого времени; 4) Великое повечерие совершается на вторник и среду; на прочие дни – малое. На утрени после великой ектинии, вслед за великопостной аллилуией (вместо обычного «Бог Господь и явися нам») поется тропарь: «Се жених грядет в полунощи»; 5) На отпусте говорится «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения». Помимо указанного – ряд других деталей, на важнейшие из которых будет указано на своем месте.

Приведенные особенности не ломают обычного плана соответствующих богослужений, как то: повечерия, часов, вечерни, Преждеосвященной Литургии. План остается прежним и так же легко распознается, как и план Богослужения в обычное время. Лишь тексты вносят необычное, соответствующее каждому дню, а также всем дням в их совокупности.

Великий (страстной) Понедельник посвящен прообразовательному прославлению страстей Христовых в образе унижения и возвеличения древнего Иосифа, сына Иакова. Кроме того, служба этого дня посвящена знаменательному евангельскому событию, проклятию и изсушению бесплодной смоковницы. Воспоминание этих событий вытекает из глубокой внутренней связи каждого из них с сущностью воспоминаемых и прославляемых Страстной Седмицей событий. На утрени Великого Понедельника после шестопсалмия, великой ектении и великопостной аллилуии трижды поется тропарь: «Се Жених грядеть в полунощи, и блажен раб его же обрящет бдяща: недостоин же паки его же обрящеть унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: свят, свят, свят, еси. Боже, Богородицею помилуй нас». Перевод. «Вот Жених грядет в полуночи и блажен тот раб, которого Он встретит бодрствующим. Но недостоин тот, которого Он найдет дремлющим (παθυμόντα). Смотри, душе моя, не впадай в сон, чтобы не быть тебе преданной смерти и не остаться исключенной, вне царствия; но воспрянь и взывай: свят, свят, свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

Господь Иисус Христос неоднократно в Св. Писании именуется Женихом: и прямо (Мф.11:15Ин.3:29) и косвенно (Мф.25:1, 5, 6, 10); Царствие же Свое Божие называет браком (Мф.25:1–10Лк.12:36, 14:8Откр.19:7).

Мистической невестой-супругой Христа является Его Святая Церковь в ее всеединстве – почему Христос есть Жених-Супруг каждой человеческой души. Что это так, видно из того, что св. Ап. Павел приводит любовь Христа к Церкви, как идеал брачной любви (Еф.5:25), а св. Григорий Нисский выдвинул принятое Церковью понимание Песни Песней, как таинственное изображение любви Христа и Церкви под символами любви жениха к невесте. Обручение совершилось на Голгофе, где жертвенная любовь засвидетельствована крестной смертью. За обручением следует брак, т.е. вечная и блаженная жизнь будущего века, в преддверии которой предстоит совершиться Страшному Суду. А на Страшном Суде раскроется тайна души христианской, т.е. тайна ее любви и верности своему Жениху, отдавшему ей все. Любовь же эта может проявиться только деятельно, в исполнены Его заветов, в «бодрствовании», что неразрывно связано с верой и благочестием.

Пришествие Господа, Его жертвенная смерть, неразрывно связаны с Страшным Судом. «Суд же состоит в том, что свет пришел в Мир; но люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19). Больше любить тьму, нежели свет – это и есть измена души своему Вечному Жениху-Христу, Солнцу Правды, а значит и лишение вечной жизни, ибо у Него Одного «источник живота». На голгофском пути Солнце Правды венчается терниями страдания. На голову Жениха возлагается терновый венец. И обрученная Ему душа должна тоже стоять в терновом венце подвига и крестоношения перед лицем Бога и Отца, чтобы осуществился брак ея с Агнцем. Ибо страдания Христа и невесты Его есть слава Их. Она должна явиться в преддверии брака на Страшном Суде. Но там же произойдет неизглаголанное осуждение души, изменившей своему Жениху и снявшей терновый венец животворящаго страдания. Таков смысл тропаря «се Жених грядеть».

Еще более раскрывается он в Великий Вторник. Никто не может считать себя достойным вечного блаженства на брачной вечери Агнца. Брачную одежду дает Сам Агнец любящим Его. Эта мысль проведена в тексте экзапостиллария «Чертог Твой». Перевод. «Вижу чертог Твой украшенным, Спаситель мой, и не имею одежды, чтобы войдти в него. Просвети одежду души моей, Податель света, и спаси меня». В этом экзапостилларии, который поется до Великого Четверга, сосредоточен как бы весь спасительный и в то же время грозный смысл страстного пути Господа Иисуса. Страсть Господа есть Его слава, «Лобное место было раем» («Место рай бысть лобное»), как гласит бездонно глубокая смыслом надпись на старинных (ныне старообрядческих) осьмиконечных крестах. Украшен чертог Господа – Им Самим, приготовившим Себя к жертве любви. И никто не может ответить Ему той же мерой любви, которую Он дает в безконечном изобилии, чтобы навеки насытить алчущих ея блаженства. Остается только молитва, покаяние и посильное дело. В противном случае грозит участь вошедшего на вечерю не в брачной одежде (Мф.22:1–14).

В понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы (перед Литургией Преждеосвященных Даров) читается пророчество Иезекииля (Иез.1:1–28, 2:1). В этом пророчестве говорится о видении пророком Иезекиилем Славы Господней и четырех животных (орла, льва, тельца и человека) – херувимов, поддерживающих блистающий престол Господа. Означенное чтение (паремия – прообраз) символизирует четырех Евангелистов, которых полагается прочесть в течение трех первых дней Страстной Седмицы, и является пророчеством о них. Это обясняется тем, что с древних пор, в силу особых внутренних и внешних свойств благовестителей, их принято изображать на иконах следующим образом: Матфея с человеком, Марка – со львом, Луку – с тельцом и Иоанна – с орлом. Блаженный Иероним говорит по этому поводу следующее: «Некоторые, которым также мы последовали во введении толкований на Матфея, думают, что именами этих четырех животных обозначаются четыре Евангелия» (ср. Еп. Виссарион: «Толкование на паремии», СПБ. 1894, том II, стр. 603).

В связи со сказанным выше о Славе Страстей Господних, следует здесь сделать указание на то, что в ветхозаветном пророчестве о четырех Евангелистах, повествующих об уничижении Сына Божия, является и та огненная, нестерпимо великолепная Слава Господня, которую Слово имело у Отца прежде бытия миpa и среди блеска Которой явится некогда Оно «судити живым и мертвым». Судить на основании того, что сказано было ангелами четырех благовестителей: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12:48).